суббота, 3 января 2015 г.

Рождественские размышления

Друзья, Счастливого Рождества!
В этот светлый, согревающий душу праздник хочется пожелать вам здоровья, счастья, чистой радости и успеха в делах! Пусть ваша семья - а Рождество ведь самый семейный праздник, - будет хранима Провидением и окутана вашей непрекращающейся заботой; и пусть дарит она вас той же любовью, тем же теплом и доверием, что дарите ей вы. Ведь Любовь - это единственное, что мы получаем, отдавая!
Кажется, именно это завещал нам Иисус Христос. Во всяком случае, я именно так понимаю его главный завет -  нашего любящего заступника... И сегодня светлый день его Рождения! Отчего хочется пожелать всем добрым людям особой силы для осуществления своих лучших надежд! Многие, очень многие находят эту силу в вере.
Очень хочется понять, а что для вас Рождество? Как вы его понимаете? Чего ждете от его таинств? Чудес или уверенности в своих собственных силах?
Ведь Рождество в 2015 году особенное - мы отмечаем его в год 1000-летия со дня ухода от нас Великого князя Владимира Святителя, крестившего Русь. Этот год будет широко отмечаться Русской Православной церковью. И этот год навевает много исторических размышлений....
Если они возникли и у вас - поделитесь с нами.
Еще раз с Рождеством вас! И приглашаем к разговору...

9 комментариев:

  1. Раз уж решили в канун Рождества, с которым, кстати, хочется поздравить всех читателей блога, решили вспомнить об истории, поделюсь интересной информацией.
    Вычитал в Википедии:
    Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики»
    Учитывая, что на то время - конец 10 века, Полоцкое княжество можно отождествлять со всей Беларусью (других значимых территориальных единиц на нашей территории тогда и не было (ну, может, только еще Туровское княжество, но о его крещении история умалчивает)). Можем ли мы относить на свой счет годовщины, связанные с крещением Руси с полным правом? Не будет ли здесь исторической ошибки? С учетом дальнейшего развития событий - обособления княжеств от Киевской Руси, образования ВКЛ во главе которого встал Миндовг, принявший католичество и т.д.
    И вопрос второй, как православная церковь планирует отмечать такое, прямо сказать, эпохальное событие? 1000 лет в истории любых событий - дата, более чем, заслуживающая внимания, уважения и всевозможных почестей.

    ОтветитьУдалить
  2. Хочу присоединиться к поздравлениям. Рождество - самый светлый праздник. Праздник семейный, праздник волшебный. Низкий поклон Великому князю Владимиру Святителю, за то, что даровал нам возможность верить, возможность приобщиться к великому, светлому, вечному - божественной благодати и спасению во Христе. Для меня этот праздник - символ продолжения жизни земной и стремления к жизни вечной.

    ОтветитьУдалить
  3. На ряду с Буддизмом и Исламом Христианство является мировой религией, это значит, что для христианина все люди мира равны перед Богом, для христианского Бога нет ни иудея ни эллина, не существует национальных различий. Вместе с тем само Христианство оказалось исторически разобщенным. Сначала в 11 веке оно разделилось на Православную и Католическую ветви, затем в эпоху Реформации возник Протестантизм как калейдоскоп интерпретаций Христианской доктрины... В результате само Христианство, а точнее принадлежность людей к его ветвям, стало причиной конфликтов и история нашей земли тому подтверждение (имеются ввиду последствия брестской унии). Сегодня, после того как страна пережила 70-летие воинствующего атеизма и люди стали заново воцерковляться, Христианства как новое знание и духовная практика помимо благодати для неофитов несет в себе множество вопросов. Ведь хорошо известен тот факт, что именно неофиты отличаются особым радикализмом своих воззрений, фанатичностью веры... Массовое возвращение людей в религию факт одновременно утешительный для Церкви и серьезное для нее испытание, ведь притязание на истинность учения той или иной конфессии, или ветви самого христианства делает людей агрессивными по отношению к тем, кто к этому истинному знанию не причастен. Как сегодня православная Церковь справляется с такими радикальными настроениями и настолько широко они проявлены в Беларуси? Или может быть они проявлялись ранее? Или могут еще проявить себя? Беларусы известны своим талантом соседства. наша земля - перекресток исторических маршрутов многих народов, и белорусская земля никогда не была монокультурной и замкнутой, здесь всегда было место диалогу. Как Белорусская Православная Церковь поддерживает эту традицию толерантности, можно ли говорить о том, что Церковь переняла восприняла эту местную культурную особенность? И наконец последний вопрос. Можно ли надеяться, что католики и православные когда-нибудь будут жить исчислять свой год по одному календарю и существующая двухнедельная временная дистанция исчезнет? И как гость программы оценивает эту временную дистанцию, не является ли она дополнительным барьером в общении между католиками и православными?

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Петровна4 января 2015 г. в 02:58

    Тут у Вас на страничке такие исторически подкованные люди собрались! А я человек простой, от народа. И вопрос у меня простой, но мне кажется очень актуальный - как отмечать Рождество? Что должно быть на столе, может какие-то ритуалы необходимо соблюсти. Вот, к примеру, на Крещение все массово ходят в церковь за святой водой, на Пасху - освящают яйца и куличи. А что на Рождество принято делать?

    ОтветитьУдалить
  5. Давайте не забывать, что сегодня именно православное Рождество. У нас в стране православных верующих больше, чем католических ( см. статистику). Можно сказать, что Беларусь - православная страна. А для православных важно чувство единения,соборность. С Рождеством Вас, дорогие православные!

    ОтветитьУдалить
  6. Алексей Сыса4 января 2015 г. в 11:44

    Хотелось, чтобы в программе разговор не свелся к обсуждению ритуала и обрядности, что является подменой истинной религиозности, а поговорили бы о следующем. Почему пророки на Руси не появлялись? Был ведь пророк Моисей в Египте, был пророк Иисус в Иудеи, был пророк Магомед на Востоке, а на наших землях как-то не сложилось. Почему Русь крестилась через «каких-то» тысячу лет, после возникновения христианства? Были ли попытки «охристианить» население в первые несколько сотен лет: Грузию крестили ведь в 300-х годах?
    Не потому ли, что население Руси и без указки «сверху» жило в религиозности в прямом соответствии со значением слова РЕЛИГИЯ (лат. religio, от предл. re, и ligare - связывать. Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910). Т.е. религия – почитание Бога, связь с Богом.
    А коли так, то что случилось за тысячу лет? Не будем забывать, инициатором крещения Руси стала элита, а не народ. А исторически христианство возникло как раз таки среди простолюдинов, и лишь затем было принято и правителями Римской империи. Говоря современным языком, выглядит всё так, будто эффективные менеджеры из Византии поделились секретом с местными, как управлять толпой.
    Ещё можно вспомнить Льва Толстого и его «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении». Как церковная иерархия отвечает на это?
    Далее читаем Библию. Прямая речь Христа: «…с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Почему учение Христа о Царстве Божием среди людей здесь и сейчас (с сего времени) подменятся неким Царствием Небесным, которое человек обретает после смерти?
    Ну и… «Путь Промысла Его неведом потому, что вера есть в Него, но веры нет Ему». (Ф.И. Тютчев). Верить в Бога так же глупо, как и не верить в Него. Это всё равно, что верить или не верить в родителей, например. Предметом веры должен быть не сам факт существования Бога, а те слова, которые языком наших собственных жизненных обстоятельств Он говорит нам. В этом случае снимаются всякие различия между католиками и православными, христианами и мусульманами и т.д. Бог – один, но говорит с каждым на только им двоим понятном языке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, вопрос о ритуале и обрядности снимать не стоит. Посмотрите на предыдущие комментарии. Простые люди от народа не знают как праздновать один из важнейших двунадесятых праздников, простые люди от народа хотят рождественское меню вместо совместной молитвы.

      Удалить
  7. Рождество - это Таинство Боговоплощения. Праздник дает возможность проявить свои христианские устремления не только декларативно ("я - православный"), но и в конкретных действиях - поздравить и создать рождественскую сказку не только для своих родных и близких, но и для тех, то обделен вниманием и ( евангельская любовь к ближним).
    Противопоставлять чудеса и собственные силы не верно. Синергия - соработничество Бога и человека, когда делает все от него возможное для достиения цели ( по земным силам), и - если в основе го устремлений лежат благие помыслы, то Бог совершает чудо - -идет на встречу человеку в его устремлениях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо всем, написавшим... Эфир программы в ночь с 7го на 8е января, примерно в 23.50. До встречи в эфире и на блоге! Жду ваших интересных мыслей по самым разным поводам. С Рождеством!!!

      Удалить