понедельник, 9 марта 2015 г.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Все мы знаем знаменитую фразу классика:  "Учиться, учиться и еще раз учиться!" В общем, жажду к учебе желательно пронести через всю жизнь. Однако  совершенно очевидно, что лозунг этот в наибольшей степени относится к молодому поколению. Так чему должны учиться молодые люди? Ответ, вроде, очевиден: тому, чему в школе учат. Или в интституте... Но сколько раз нам приходилось сталкиваться с таким явлением: только поступившему в вуз первокурснику преподаватель говорит: "Забудьте все, чему вас учили в школе" и начинает многое исправлять с азов. Или на производстве говорят молодому специалисту: "Все, что ты выучил, это голая теория, а у нас грубая практика. Так что забудь, чему тебя учили в институте".
Или свекровь говорит молоденькой невестке: "Ты не так все готовишь!"
Где тут правда, а где человеческие амбиции?
Друзья, знакома кому-нибудь из вас такая ситация? И что с ней делать? Чему нужно учиться, чтобы тебе не приходилось сталкиваться с полной перезагрузкой твоих знаний в условиях реальности?

8 комментариев:

  1. Я недавно закончила ВУЗ. Тот самый молодой специалист - педагог. С фразой "Все, что ты выучил, это голая теория, а у нас грубая практика" столкнулась сразу - в первый день работы.Все, что так ладно и складно было в ВУЗе, на деле оказалось лишь теорией. Материальная база школ далека от идеала. А ведь я так мечтала быть креативным педагогом! Но не больно -то скреативишь с оборудованием 70-х годов. Может в Минске не все так плохо, но на периферии - куда меня отправили отработать положенные после распределения годы - просто кошмар! И еще: если бы я не была отличницей и не училась на бюджете, то смогла бы найти работу получше, в том же Минске. Плохо быть умным....

    ОтветитьУдалить
  2. Это еще Грибоедов писал - Гореот ума... Неужели с тех пор ничего не изменилось?

    ОтветитьУдалить
  3. В случае свекрови и невестки-однозначно это человеческие амбиции. Умная свекровь тактично подскажет, а глупая-а таких почему-то 90 процентов-будет самоутверждаться за счет молоденькой девочки. А по сути простая завись к молодости. Мне кажется, что это отдельная тема и "учиться"в данном контексте не совсем то, о чем здесь говорят

    ОтветитьУдалить
  4. Что касается школьных знаний, то больше половины из них точно не востребованы. К примеру, зачем человеку знать 4 различных способа деления совершенно не понятно. Не будем продолжать перечень бесполезных школьных знаний, родители школьников могут дополнять его до бесконечности. Мне кажется во времена моих школьных лет таких "бесполезных" знаний давали меньше. Учебники были более толковые, хотя и менее красочные, и дети могли выполнять домашнее задание без посторонней помощи.

    ОтветитьУдалить
  5. Алексей Сыса11 марта 2015 г. в 03:57

    В формате блога тяжело раскрыть сущность поставленной проблемы, но попробую.
    Система образования всегда строится на достижениях науки, причем наука первична по отношению к образованию. Из данного тезиса следуют несколько важных выводов:
    1) какова была наука вчера, такова сегодня школа;
    2) если сегодня школа выпускает недостаточно эрудированных и грамотных специалистов, всевозможные «кризисы» из нашей жизни не исчезнут, напротив, будут только усугубляться.
    3) если мы хотим изменить систему образования, в первую очередь, нам нужно пересмотреть организацию научной деятельности.
    На втором выводе следует остановиться подробнее. Здесь речь идет не о недостаточной квалификации «узких» специалистов в области химии, физики, инженерного дела: и ЧАЭС, и БелАЭС строили и строят, безусловно, высококлассные специалисты в своих узкопрофессиональных областях. Современной науке и системе образования свойственен исторически сложившийся порок: взаимная изолированность научных дисциплин, вследствие чего дипломированным специалистам не хватает широты кругозора . Функциональное назначение широты кругозора состоит в том, чтобы обеспечить самоуправление молодежи в целом на основе инициативных действий самой молодежи вне области, определяемой для каждого из молодых людей на конкретных местах какими-либо должностными инструкциями и прямыми указаниями своих непосредственных начальников. Основа общественного в целом и научно-технического развития в особенности — именно такого рода инициатива.
    Кроме того, взаимная изолированность научных дисциплин приводит к тому, что из мировосприятия и миропонимания исчезают явления, в которых проявляются так называемые «междисциплинарные связи» наук. Поскольку разрыв междисциплинарных связей в практической деятельности влечёт за собой множество мелких и больших неприятностей, то проблема некоторым образом современной наукой осознаётся. Это явление получило название «кризис фрагментации знания». Причем кризис проявляется не только в гуманитарных дисциплинах, но и в естествознании. Спектр научных исследований в настоящее время характеризуется потерей «остроты» как самой проблематики, так и результатов исследований. Ученые начинают «мельчить», «копать вглубь», игнорируя тот факт, что и «вширь» тоже нужно. Прямым следствием этого в условиях информационной насыщенности научного пространства является абсолютная специализация, в результате чего исследователи распадаются на множество небольших групп, слабо взаимодействующих друг с другом. Это приводит в результате к фрагментации научного пространства. Одновременно с этим нарастает степень «наблюдательности» исследований (в противовес экспериментальным исследованиям). Огромный массив информации, которую надо перерабатывать, приводит к тому, что ученые «завязли» в бесконечных классификациях, анализе, оценках и объяснениях. Рутинные информационно-аналитические операции в условиях удвоения информации каждые два-три года съедают практически все время и все силы исследователей. Поэтому до предложений по изменению ситуации дело не доходит. В итоге нарастают «холостые» обороты науки. Генератором описанного кризиса фрагментации знания является наука в прошлом и система образования в настоящем, программируя усугубление этого явления в будущем.

    ОтветитьУдалить
  6. Алексей Сыса11 марта 2015 г. в 03:58

    Способна ли школа ликвидировать вышеописанные угрозы или куда движется наша система образования?
    При ответе на поставленный вопрос следует иметь в виду следующее объективное явление. Современные реалии таковы, что наша система образования не может оставаться в стороне от глобальных тенденций. Наше высшее образование вынуждено двигаться в одном направлении с «общеевропейским». С точки зрения ликвидации обозначенных угроз можно видеть следующие основные движущие силы, оказывающие влияние на систему образования:
    1) глобальные
    1.1) сегодня ясно, что высшее образование в его классическом виде, занятое преимущественно знанием и не выдающее непосредственно денежные знаки в бюджет, государству больше не по карману,
    1.2) бизнесу такое образование тем более не нужно, в условиях кооперации и глобализации массово нужны узкоспециализированные «винтики» на конвейере,
    2) белорусская специфика – экспортоориентированность всего и вся, в т.ч. «образовательных услуг».
    В силу п.1.1 для повышения экономической эффективности нужно снижать издержки. Одним из способов является увеличение отдачи от одного профессора (одного квадратного метра площади): заочное образование, а также дистанционное образование. Другим способом является сокращение срока подготовки. Сегодня теоретики от информатизации системы образования активно продвигают первое, а реформаторы по-Болонски – второе. На выходе имеем укороченный курс профессионализации – бакалавриат, что превращает университет, не меняя вывески, в профессиональное училище, техникум (что может быть выгодным экономике, или казаться таковым, снимая с нее расходы на обучение персонала). А в силу п. 1.2 из учебных планов и программ уже выброшено «всё лишнее» . В силу 2 продать можно то, на что есть спрос. Очевидно, если студент где-то может получить диплом за 4 года, он не поедет туда, где дипломы получают после 5 лет учебы.
    Таким образом, тенденции, характерные для нашей системы образования, не способствуют повышению уровня общей эрудированности и грамотности молодежи.

    ОтветитьУдалить
  7. Алексей Сыса11 марта 2015 г. в 04:01

    Подходы к минимизации и ликвидации угроз
    1) Разрешение нарастающего противоречия между постоянно увеличивающимися спектром и объемом доступной информации, скоростью её обновления (каждые 2-3 года в настоящее время) и сокращающимися сроками подготовки специалистов упирается в скорость усвоения новой информации человеком. Скорость этого психического в своей сути процесса не является жёстко детерминированной генетически, т.е. это не константа. В настоящее время существует ряд методик, позволяющих повысить скорость чтения текстов на порядок при этом практически вдвое увеличив эффективность чтения. Однако официальная педагогическая наука упорно игнорирует этот факт , отдав всё на откуп частным образовательным центрам, доступным далеко не каждому ребенку. Здесь речь идет в первую очередь о детском школьном возрасте, т.к. решив проблему скорости усвоения новой информации в школьном возрасте, для молодёжной социальной группы большие объемы научного знания перестанут быть неподъемными. Однако, сегодня, требуется работа и среди молодёжи, так как навыку скорочтения она не обучена.
    2) Решив раз и навсегда проблему быстроты усвоения информации, часть высвободившегося времени можно будет отдать на так называемые социогуманитарные дисциплины в целом, и управленческие знания, в частности. Каждая кухарка должна учиться управлять государством. Ключевое слово - учиться. Когда в обществе управленческими знаниями будут владеть все, во-первых, расширяется круг претендентов в управленцы всех уровней, во-вторых, "выскочку, блатного, шарлатана" в управлении легко выявить и заменить, а не пересадить в другое кресло, как это часто происходит в настоящее время. Т.е. теорию управления следует активно внедрять в школы и вузы на всех специальностях, так как для управления любым делом необходимо:
    а. знать само дело (условие необходимое, но не достаточное),
    б. знать и не нарушать принципы управления коллективной деятельностью.
    Здесь нужно будет решить сопутствующую проблему неадекватности жизни современных теорий «менеджмента» и, соответственно, написанных по ним учебников. Официальной науке и в данном случае следует обратить внимание на альтернативные массовым теории управления.
    3) Для решения проблемы недостаточной широты кругозора предстоит устранить ещё один существенный пробел системы образования: практически полное отсутствие в массовой доступности научно-популярной литературы в стиле «понемногу обо всём и во взаимосвязях всего со всем». Содержания этой категории образовательной литературы безусловно недостаточно для вхождения в профессиональную деятельность в соответствующей области, тем не менее, даже человек в с минимальным образовательным уровнем, если он способен думать, может на её основе получить общее адекватное представление о предметной области той отрасли деятельности, которой посвящён учебник, не осваивая даже минимума знаний, необходимых для профессиональной деятельности в этой области.
    Совершенство этой категории образовательной литературы может на первый взгляд показаться примитивным, поскольку в ней, что суть и проблематика соответствующих предметных областей освещена по минимуму — на показательных примерах с обилием иллюстраций; без обилия фактов и мелочной детальности, формализма и абстракционизма, которые действительно необходимо знать и освоить для того, чтобы войти в профессиональную деятельность в соответствующей области. Хотя образование, полученное на основе исключительно такой литературы само по себе действительно никчёмно, поскольку не позволяет быть специалистом-профессионалом ни в одной области, но именно оно является необходимой основой управленческого профессионализма, позволяющего успешно координировать деятельность множества разнородных узкопрофильных специалистов-профессионалов в русле проектов — как частных, так и комплексных; как научно-технических, так и политико-экономических.

    ОтветитьУдалить
  8. Когда говорят, забудьте то, чему вас научили-это значит, что отсутствуют связи между различными ступенями образования и между образованием и производством. Алексей правильно заметил, что от университета требуют не знаний, а денежных знаков и побыстрее (образовательные услуги), что является на мой взгляд неправильным подходом. С другой стороны, когда знания полученные в университете совсем абстрактны, и специалиста непосредственно на работе нужно переучивать-это тоже нерациональные траты государственных средств. На мой взгляд, костяк преподавательского состава должны составлять специалисты-практики, работающие по профилю преподаваемой дисциплины и занимающиеся наукой.

    ОтветитьУдалить